ПОКЛОНИМСЯ ВЕЛИКИМ ТЕМ ГОДАМ
Предвоенные годы и нотариат
В связи с преобразованием КазАССР в Казахскую Социалистическую Республику, 5 декабря 1936 года Народный комиссариат юстиции был преобразован в Наркомат юстиции КазССР. Согласно Положению того времени в его компетенцию входило «общее руководство и надзор за работой нотариата».
25 октября 1939 года постановлением Совнаркома Казахской ССР №760 было утверждено новое Положение о Наркомюсте, согласно которому начала функционировать коллегия, члены которой утверждались Совнаркомом. Решения коллегии в жизнь проводились в виде приказов наркома. В случае разногласий между коллегией и наркомом, последний проводил свое решение, доводя о возникших разногласиях до сведения Совнаркома, а члены коллегии, в свою очередь, имели право аппелировать в этот же орган.
Теперь на НКЮ возлагалась «организация и руководство работой нотариальных органов», потому он вправе был утверждать их дислокацию и штат, назначать старших нотариусов и их заместителей, проводить ревизии и издавать приказы по вопросам нотариата. Отдел нотариата наркомата отвечал за инструктаж нотариусов, обобщал нотариальную практику, проводил совещания по вопросам нотариата. В этот период нормативных актов, непосредственно регулирующих вопросы нотариата, в союзном масштабе еще не было. Не было нормативной базы нотариата и в Казахской ССР. Однако СНК имел право вносить поправки, исходя из специфики республики, в Положение о госнотариате РСФСР и Инструкцию по его применению, действовавшие на территории Казахстана.
В начале 1940 года в системе советского нотариата началось его коренное организационно - управленческое реформирование. Были определены новые задачи нотариата – укрепление социалистической законности, охрана социалистической и личной собственности граждан, защита личных и имущественных прав граждан.
Накануне ожидаемых преобразований в СССР функционировали 2930 нотариальных органов со штатной численностью 3104 нотариуса, из которых только 57 человек имели высшее юридическое образование.
В рамках реформы директивным письмом НКЮ СССР от 19 января 1940 года предлагалось руководство нотариальными органами впредь передать в компетенцию областных управлений наркоматов юстиции союзных республик. Такой шаг был обусловлен принятием закона «О судопроизводстве в СССР». Во исполнение названного закона и с целью реализации упомянутой директивы союзного наркомюста, постановлением Совнаркома КазССР от 19 февраля 1940 года №49 «О реорганизации нотариальных органов КазССР» нотариальные столы, действовавшие до этого при народных судах, были реорганизованы в городские и районные нотариальные конторы, возглавляемые нотариусом. Нотариальные конторы, функционировавшие в городе Алма-Ате и областных центрах стали городскими во главе со старшими нотариусами, назначаемыми наркомом юстиции. В отделе нотариата наркомата появилась должность ревизора по нотариату. Руководящие функции от бывших старших нотариусов областных нотариальных контор полностью перешли в компетенцию секторов по нотариату, созданных в составе областных УНКЮ.
20 марта 1940 постановлением СНК КазССР №220 была утверждена сеть нотариальных контор, состоящая из 105 контор, из которых 24 были вновь открытыми. Утвержденный штат нотариусов состоял из 110 единиц (в 1940 году население Казахской ССР составляло 6,1 млн человек).
В указанный годнотариусами республики было совершено 331767 нотариальных действий и взыскано единой госпошлины на сумму 1,5 млн. рублей. В структуре совершенных нотариальных действий почти две трети составляло совершение исполнительных надписей. В частности выдача таких надписей нотариусами осуществлялась на взыскание квартплаты, задолженности кассам взаимопомощи, просроченных ссуд, выданных на индивидуальное жилищное строительство, на взыскание с граждан задолженности за оказание медицинской помощи вытрезвителями, задолженности по абонентной плате за пользование радиоточками и штрафов за просрочку внесения платы за устройство и эксплуатацию радиоустановок без надлежащей регистрации и разрешения и др.
В рамках начавшейся реформы Наркомат юстиции СССР своим приказом от 11 апреля 1940 года №45 потребовал от республиканских комиссариатов изучить дислокацию и нагрузку нотариальных органов, упразднить конторы, в которых совершались не более трех-пяти нотариальных действий в день. Как показало обследование, проведенное в соответствии с указанной директивой, летом 1940 года в республике фактически работали 92 нотариуса, из которых каждый третий являлся членом (кандидатом в члены) ВКП (б), каждый второй – лицом казахской национальности. 39 нотариусов имели среднее, 49-низшее образование. Нотариусов с высшим юридическим образованием не было. Из 23 женщин- нотариусов только 6 были казашками. Из 14 нотариальных контор, действовавших в областных центрах, только в шести имелись пишущие машинки.
Несмотря на большие трудности к концу 1940 года был завершен процесс передачи функций по совершению нотариальных действий из ведения местных советов депутатов трудящихся и народных судов непосредственно в государственные нотариальные конторы.
1941 год для страны начался с реализации государственной политики по сокращению числа государственных служащих с существенным акцентом на необходимость повышения их образования и квалификации. Политика коснулась и системы органов юстиции. На первый план было выдвинуто решение проблем образования судей, прокуроров, адвокатов и конечно нотариусов. Только в первом полугодии 1941 года эти проблемы дважды были предметом обсуждения на коллегии наркомюста. В частности 24 января коллегия заслушала вопрос «О результатах набора студентов в Алматинский юридический институт в 1940-1941 году и подготовке к новому набору» и 21 мая она рассмотрела вопрос «О работе Алматинской заочной юридической школы». Из сохранившегося в госархиве протокола первой коллегии следует, что в рассматриваемом учебном году в институте обучались 350 студентов, из которых только 83 быликазахами. Коллегия констатировала большой отсев старшекурсников. Говорилось на ней и о плохой материальной и учебной базе обучения, слабой успеваемости студентов. Из протокола второй коллегии усматривается, что в школе дела обстояли также крайне тяжело: планы набора работников юстиции и прокуратуры выполнялись на одну треть. Главной причиной такого положения коллегия указала организацию обучения студентов в этой школе на платной основе. На коллегии было принято решение об организации дополнительных шестимесячных юридических курсов при НКЮ, на которых в основном должны были обучаться нотариусы и судебные исполнители. Всесоюзная политика оптимизации госорганов обусловила в системе юстиции прежде всего сокращение числа госнотконтор. В этой связи, согласно постановлению СНК КазССР от11 марта 1941 года №141, по республике были упразднены 18 контор.
В складывающихся неоднозначных и неблагоприятных условиях в сфере нотариата, 26 мая 1941 года в Москве в НКЮ СССР было созвано совещание начальников отделов нотариата НКЮ союзных республик и старших нотариусов. На нем обсуждались ключевые проблемы реформы, результаты обследования нотариальных органов, ошибки нотариальной деятельности и трудности материально-технической базы нотариата. Через неделю после этого форума, 7 июня 1941 года за №87 вышел приказ наркома юстиции СССР «Об итогах Всесоюзного совещания работников нотариальных органов», который констатировал о создании в стране единой структуры нотариальных органов, о ликвидации малозагруженных контор, об улучшении качества руководства нотариатом в союзных республиках. Из указанного приказа также следовало, что на начало 1941 года в СССР функционировала уже всего 1251 нотариальная контора. В приказе республиканским наркоматам юстиции предписывалось проводить ежегодно ревизии в нотариальных конторах, вовлечь всех нотариусов в систему заочного юридического образования, проводить дважды в год совещания по вопросам нотариата, принимать впредь на должности нотариусов лиц, имеющих высшее юридическое образование, окончивших юридические школы или лиц, имеющих двухлетний стаж работы в качестве судей, прокуроров, следователей или юрисконсультов. Однако этим решительным мерам не суждено было осуществиться. Началась война.
Годы войны и нотариат
В связи с началом Великой Отечественной войны 15 июля 1941 года в союзные республики поступает распоряжение НКЮ СССР №28 о необходимости дальнейшего сокращения штатов нотариальных контор еще на 20 процентов и переводе высвобожденных нотариусов в судебные органы, так как большинство судей уже были призваны на фронт.
Основное внимание как союзного, так и республиканских наркоматов юстиции теперь переключилось на действенную организацию работы судебных органов в условиях военного времени. Тем не менее, отдел нотариата союзного НКЮ несмотря на его эвакуацию в город Чкалов, продолжал обеспечивать нотариусов страны соорентированными на требования и обстоятельства военного времени нормативными документами, так как вновь стала возрастать роль нотариата в регулировании порожденных войной новых гражданских правоотношений. Нотариальные документы стали приобретать большую юридическую и политическую значимость. К концу 1942 года начался резкий рост количества нотариальных действий, однако снизилось количество совершенных исполнительных надписей и увеличился удельный вес засвидетельствованных копий документов. Изменился состав посетителей нотариальных контор, больше стали приходить члены семей погибших фронтовиков, которым нужна была особая забота и повышенное внимание.
15 апреля 1942 года на места поступает директивное письмо НКЮ СССР, устанавливающее порядок удостоверения командирами военных частей и начальниками госпиталей доверенностей и завещаний военнослужащих в военное время. В этом же месяце нотариальные конторы получают другой директивный документ за №Д-42 «О порядке засвидетельствования нотариальными конторами копий с документов, предъявляемых военнослужащими».
15 сентября 1942 года было принято руководящее указание Пленума Верховного Суда СССР о приостановлении сроков для принятия наследства, обусловленное большим количеством погибших на фронтах, и трудностями поиска наследников и соответственно невозможностью оформления наследственных прав.
В тылу в это время начался строжайший учет за движением работающих кадров. В частности приказ НКЮ СССР от 5 мая 1942 года№33 требовал от низовых структур подробной отчетности о состоянии работы с кадрами. О конкретности таких отчетов свидетельствуют следующие архивные данные: в своем отчете за второе полугодие 1942 года УНКЮ Карагандинской области информирует наркомат юстиции о призыве 8 судей и 9 адвокатов на фронт и мобилизации 4-х работников юстиции для работы во вновь открытых угольных шахтах. Из отчета УНКЮ Кзылординской области - нотариус А. Пак призван на трудовой фронт, Павлодарской области - нотариус Цирюпинской райнотконторы В. Маштова переведена для работы в райком партии. УНКЮ ЗКО докладывает о нотариусах и адвокатах, прибывших в область в порядке эвакуации.
Наркомюст КазССР в своем отчете, направленном в союзный комиссариат юстиции за указанный период, докладывает о проведенной ревизии в большинстве контор, подготовленном обобщении нотариальной практики по выдаче свидетельств о праве наследования и просит прислать кодексы для обеспечения нотариусов. По поводу трудовой дисциплины сообщает, что за опоздание на работу без уважительной причины на 5 часов была уволена нотариус Степного района Актюбинской области. Нотариус Джамбулской районной конторы Алматинской области за прогул осуждена на два месяца исправительно-трудовых работ с удержанием 20 процентов с зарплаты.
В 1943 году в стране продолжала расти потребность в нотариальном оформлении документов, обусловленных военным временем. За этот год в СССР было совершено более 3,5 млн. нотариальных действий, однако это было почти в три раза меньше, чем в предвоенном 1940 году.
Нормативная база нотариата, по прежнему, продолжала регулироваться союзным наркоматом. Так НКЮ СССР своей директивой от 23 февраля 1943 года потребовал от нотариальных контор выдачу свидетельств о признании военнослужащих без вести пропавших, умершими на основе одного только уведомления об этом военных органов без предъявления других данных, подтверждающих факты гибели военнослужащего. Как известно факт признания без вести пропавшего без признания его погибшим, лишал семью военнослужащего права на получение государственного пособия.
16 августа 1943 года НКЮ СССР направил на места очередное инструктивное письмо «О порядке засвидетельствования подписей свидетелей на заявлениях, удостоверяющих факт призыва определенного лица в РККА, подтверждающих сведения о прежней работе военнослужащего и размере его заработка».
Согласно архивным сведениям в 1943 году в республике работали 77 нотариусов, 405 адвокатов, 311 народных судей и 311 судебных исполнителей.
В 1944 году в связи с продолжающимся ростом количества обращающихся лиц за нотариальными услугами в стране начали восстанавливать конторы, упраздненные накануне войны. Однако темп восстановления и квалификация нотариусов все менее стали отвечать степени спроса населения и реалиям военного времени. В этой ситуации Наркомат юстиции СССР своим приказом от 4 апреля 1944 года ввел требование об обязательности прохождения вновь принимаемыми и низко квалифицированными нотариусами производственной практики в конторах, размещенных в областных (краевых) центрах. Ее продолжительность устанавливалась в 20-25 дней. Начальники соответствующих управлений НКЮ обязаны были контролировать практику и составлять личные характеристики с оценкой знаний нотариусов-практикантов.
В 1944 году в стране в 1070 нотариальных конторах было совершено 5,2 млн. нотариальных действий (в два раза больше, чем в 1942 году и на 1,7 млн. нотариальных действий больше, чем в 1943 году). К концу этого года в Казахстане работали 77 нотариусов, из которых только 16 были лицами казахской национальности.
В 1945 году количество совершенных действий нотариусами в СССР достигло 6,6 млн. действий. В структуре совершенных действий свидетельствование копий уже составляло две трети от общего количества, а учинение исполнительных надписей снизилось до десяти процентов.
6 апреля 1945 года на коллегии наркомата была утверждена дислокация нотариальных контор республики на текущий год. Утвержденная сеть контор выглядела следующим образом: в Алматинской, Акмолинской, Гурьевской, Кзылординской, Кустанайской, Семипалатинской, Талды-Курганской областях, ВКО и ЗКО по 6 контор, Кокчетавской, Павлодарской областях по 3 конторы, в СКО – 2 и 7 контор в ЮКО. Всего 71 контора со штатной численностью в 125 нотариусов.
В мае того же года на коллегии был заслушан вопрос «О состоянии работы нотариальных контор республики», на которой отмечалось улучшение работы по вовлечению нотариусов к учебе, заслушаны результаты проверок. Особо обращалось на коллегии внимание на то, что более половины нотариусов не имеют юридического образования. Одной из основных ошибок нотариусов коллегия назвала нарушение приказа НКЮ СССР от 30 июля 1940 года №89, запрещающего свидетельствовать подписи на счетах и расписках в получении отдельными гражданами денег за проданные сельхозпродукты и другие товары госучреждениям, предприятиям, кооперативам и общественным организациям.
7 декабря 1945 года вышел приказ наркома юстиции Каз ССР по реализации решения еще одной коллегии, рассмотревшей вопрос «О работе нотариальных контор Алматинской, Гурьевской, Западно-Казахстанской областей в 1945 году». В приказе в числе нарушений, допускаемых нотариусами отмечалось свидетельствование копий справок о награждении военнослужащих, копий военных билетов, а также нарушение циркуляра НКЮ СССР от 23 ноября 1936 года№12 «О формах нотариального делопроизводства». Указанный приказ предписывал областным УНКЮ принимать впредь на должность нотариусов лиц только со средним специальным юридическим образованием.
Основная часть хранящихся в госархиве документов наркомюста предвоенных и военных лет посвящена или отражает работу, прежде всего судебных органов.К сожалению, архивные материалы по нотариату носят эпизодический характер. К тому же часть из них не носит информативной ценности. Вместе с тем из содержания сохранившихся документов можно было явно проследить логику, динамику и особенности развития нотариата накануне и в годы войны.
Самыми главными одолевавшими меня в дни работы в архиве были чувства и мысли: как могли нотариусы тех трудных лет справляться с тем объемом и юридической сложностью нотариальных действий. Ведь согласно Положению о госнотариате, в то время 17 видов одних только сделок подлежали обязательному нотариальному удостоверению, в том числе договора залога строений, а также права на горный отвод и на разработку месторождений полезных ископаемых, запродажные и третейские записи, завещания и другие.
Среди строгих директив наркомюста предвоенного времени, интересно было ознакомиться с указаниями, предназначенными для нотариусов, как работать с документами Союза воинствующих безбожников.
В годы войны многие нотариальные документы обязательно должны были составляться на казахском языке в силу незнания большинством населения русского языка. Национальных кадров не хватало, потому в некоторых конторах содержались переводчики.
Сохранившиеся архивные документы безусловно сегодня не дают возможности идеализировать профессиональную деятельность нотариусов военных лет. Однако можно и нужно идеализировать и почитать их безмерный вклад в дело защиты и обеспечения прав и законных интересов человека в военное время, их духовную стойкость и человеческие достоинства, которых они не роняли в невероятно сложных условиях труда: холодных и малопригодных для работы помещениях и с людьми, обездоленными и обиженными войной.
Многие сохранившиеся архивные документы написаны на оборотной стороне обоев, на бумагах мало пригодных для записей и в основном вручную. Однако, особенно отчеты судов, коллегии адвокатов, нотариусов и управлений юстиции все без исключения самокритично о сущей правде и своих недостатках в работе.
В настоящей статье нет имен и описания личных успехов и подвигов отдельных нотариусов. Выделять и называть кого-то в этом трудно и нельзя. Надеюсь, читатель сквозь суровые военные годы, почувствует внесенный ими безмерный трудовой и нравственный вклад в дело общей Победы над фашизмом.
Да, будет вечной память об этом времени!
Низкий поклон всем ныне здравствующим работникам, трудившимся в годы войны в системе юстиции и нотариальной сфере.
Поклонимся в дни юбилея Великой Победы памяти, подвигу и труду тех, кого нет сегодня в живых.
Поклонимся сегодня всем миром великим тем годам!
Автор: Мугульсум Амирова,
ветеран системы юстиции
Shop: Nike