Возникновение нотариата
Современный нотариат имеет длительную и сложную историю развития. Слово «нотариус», прочно вошедшее в отечественную юридическую терминологию, как и многие другие юридические термины, имеет латинское происхождение. В переводе с латыни это слово означает «знак», а знаковые символы применяются, например, в музыке (в нотной грамоте), где они сохранили свое первоначальное написание и значение.
В языках романо-германской группы, например, в современном английском языке, сохранился первоначальный латинский корень этого слова и его производные: notary – нотариус, notarial - нотариальный, notarise – заверить, засвидетельствовать нотариально 1.
Исторически необходимость нотариата объективно возникала при соответствующем уровне развития отношений собственности. Развитость и урегулированность правом отношений собственности предполагает необходимость детальных юридических (формальных) процедур, которые призваны осуществлять нотариусы или лица, наделенные государством нотариальными полномочиями.
Необходимость права проявляется с самого начала развития общественной формации. И естественно, что возникали конфликты не только между отдельными людьми, но и между целыми группами. Наверное, подобные ситуации и подтолкнули людей на создание таких канонов, по которым можно будет строить свою жизнь спокойно. Так постепенно возникли первые рукописные правила поведения или, скорее, право 2.
В Древнем Вавилоне с появлением частной собственности и простейшего гражданского оборота закреплению приобретенных прав служили свидетели, которые были основными лицами, оказывавшими подобие нотариальных услуг, пока не установился обычай совершать сделки в письменной форме. Свидетели должны были запоминать содержание обязательств по сделке и при необходимости воспроизводить его. После появления письменной формы сделки роль свидетеля изменилась. Он стал привлекаться лишь для подтверждения факта совершения сделки, но не ее содержания. Последнее наносилось на специальные глиняные таблички, которые хранились у их владельцев, либо в храмовых архивах, куда они помещались по просьбе их владельца в целях лучшей сохранности. Табличку заполнял писец, он же обладал знаниями для правильного оформления документа. Развитие гражданского оборота вызывало потребность в специальных частных лицах или государственных чиновниках по составлению документов, обеспечивающих бесспорность приобретенных прав 3.
Первое упоминание о профессии нотариуса, закрепленное в источниках, связано с кодексом царя Хаммурапи. Текст этого кодекса был высечен на обелисках из прочного камня, установленных на главных площадях большинства населенных пунктов страны. Он содержал то, что сегодня мы называем «нотариальным правом»: акты гражданского состояния, учредительные договоры, оформления наследства, регистрации брака.
Такие «глиняные акты» хранились опять-таки в основном в храмах, а лица, выполнявшие нотариальные функции, были наиболее уважаемыми и достойными людьми и пользовались авторитетом среди населения[4]. По этим историческим источникам можно судить о том, насколько древней является профессия нотариуса. Писари (писцы), служители храмов, священнослужители и т.д. выполняли нотариальные функции еще задолго до изобретения бумаги.
Надо сказать, что нотариусами являлись наиболее достойные люди. К ним прислушивались, их уважали и им верили. При совершении некоторых сделок, требующих нотариального оформления, необходимо было присутствие отдельных лиц, которые порой свидетельствовали достаточно курьезные случаи. Например, в качестве гарантии возврата долга должник закладывал в рабство на несколько лет членов своей семьи.
С прогрессом человеческой мысли развивалось и нотариальное искусство. Следующий этап связан с Древней Грецией, величие которой определяли Аристотель, Платон, Диоген. И именно в этот период нотариусы начали оформлять и регистрировать договоры, основываясь как на частном, так и государственном праве.
В Римской империи впервые о нотариусе упоминается в записях секретаря императора Юлия Цезаря. Само слово «нотариус», как мы уже отмечали, имеет римское происхождение и его появление относится к 103 г. до н. э. При Цезаре нотариусы получили особые полномочия, так как появилась возможность регистрировать различные акты, которые подписывались сторонами, а подписи сторон идентифицировались. В Древнем Риме было два разряда лиц, занимавшихся письменным изложением правового материала: писцы, состоявшие на службе у государства (в их функции входило составление письменных распоряжений, даваемых магистратами, и судебных формул, выносимых преторами), и писцы, служившие у частных лиц (выступали в качестве домашних секретарей, оформлявших различного рода юридические сделки). Существовал еще один разряд лиц (они также облекали юридическую материю в документальную форму, но не состояли ни на какой службе, государственной или частной, хотя их деятельность и находилась под контролем государства) — табеллионы. Табеллионы, не будучи на государственной службе, занимались в виде свободного промысла составлением юридических актов и судебных бумаг под контролем государства за установленное законом вознаграждение. Табеллионом мог стать всякий свободный человек, обладающий правовыми знаниями.
Продолжателями традиций римских нотариусов стали византийцы, которые, как и римляне, были прекрасными юристами.
Император Византии Теодос Второй стал инициатором создания двух судебных направлений. Изданные при нем Грегорианский и Гермогенианский кодексы (324 г.) способствовали появлению императорских конституционных кодексов. Теодосский кодекс, обнародованный в 438 г., являлся прообразом конституции и практически базировался на основных положениях всех кодексов императоров, принимавшихся с 312 г. Император Лион утверждал, что нотариусами могут быть лица, обладающие внутренней культурой, умеющие говорить и писать, а также они должны являться профессионалами в области права. В VI в. император Юстиниан стал первым деятелем этой эпохи, который объединил нотариусов в группы и коллегии и издал полный сборник юридических законодательных актов. Законодательство Юстиниана определило для нотариусов место совершения нотариальных действий. Полномочия, в рамках которых они действовали, порядок работы и ответственность нотариусов, уровень юридической подготовки для назначения на должность нотариуса, численность нотариусов в административном районе также было законодательно регламентировано. Законодательство Юстиниана действовало вплоть до конца существования Византийской империи.
На римском праве базируется современное европейское право, многие его положения остаются актуальными и востребованными и в настоящее время. Исторические периоды развития нотариата европейского (латинского) типа в юридической литературе представлены в следующем виде: 5
* III век до н.э. Египет, Александрия. Появление системы общегосударственного нотариата.
* 316 год. В двух конституциях императора Константина обозначен раздел, запрещающий декурионам исполнять обязанности табелионов и смотреть на это как на низшее занятие.
* 478 год. В конституции императора Зенона записано, что акты дарения могут быть составлены кроме табелионов и другими лицами. В первую очередь, ими могут стать табулярии.
* 531 год. По конституции Юстиниана, наследник непременно должен был подписаться на инвентаре наследства.
* 803 год. По специальному законодательству Капитулярию в Италии должность нотариуса возведена в ранг государственной.
* 843 год. Принят закон Лотария I, регламентирующий всю нотариальную деятельность.
Известны случаи, когда нотариальными действиями фиксировались факты и события, занявшие впоследствии особое место в истории человеческой цивилизации. Так, в 1492 году в плавании Христофора Колумба, капитана испанского флота, сопровождал королевский нотариус Эсковедо, составивший акт об открытии Америки и тем самым официально засвидетельствовавший это историческое событие 6.
Независимо от того, как именовались эти лица, какими сословными, образовательными и иными критериями они определялись, неизменными во все времена оставались предъявляемые к ним требования: юридическая грамотность, заслуженная репутация в обществе, наличие права на исполнение нотариальных функций.
В различных странах в разные периоды развития нотариальные функции выполняли различные люди. Это могли быть просто юридически подготовленные люди, оказывавшие соответствующие услуги на возмездных началах; священнослужители, для которых нотариальные действия были частью их обязанностей при храмах; чиновники, состоявшие на государственной службе или свободные лица, выполнявшие свою работу на основании специальных разрешений.
Сведения об истории нотариата в юридической литературе носят разрозненный характер, что в основном вызвано объективными причинами. В зависимости от исторических, этнических, религиозных и иных особенностей в различные периоды и в различных странах формировался собственный нотариат, по-разному именовались и люди, занимавшиеся данным видом юридической профессии.
Говоря о дальнейшем развитии нотариата, следует отметить, что всегда, когда возникала необходимость гарантировать действительность торговых операций, стабильность оборота прав и имущества, институт нотариата начинал совершенствоваться. И наоборот, ограничение имущественного оборота приводило к ограничению в деятельности нотариата 7.
В средние века профессия нотариуса стала одной из престижных и уважаемых в обществе. В XI в. с началом возрождения римского права в Болонье была основана первая в мире школа нотариусов. Эти школы позднее стали школами права, а в дальнейшем — университетами, в которых преподавали лучшие нотариусы-юристы того времени, такие, как Раниери, Салатиел, Роландино и др. Эпоха Возрождения длилась до XVIII в. В этот период было издано огромное количество трудов в области права и нотариата.
В конце XVIII в. во Франции политическая и экономическая жизнь не отвечала надеждам граждан, и страна находилась на пороге серьезных революционных реформ, в том числе и в юриспруденции. Нотариусы стали принимать участие в политической жизни общества. Они избираются членами Генеральных штатов. Важно отметить, что в это время была принята Декларация прав человека и гражданина. Участие в редактировании текста документа приняли уважаемые нотариусы Франции: Бевьер, Демозе и Гупилло.
Из истории нам известно, что Наполеон достаточно весьма профессионально ориентировался в вопросах нотариата. Архивные материалы этой эпохи, особенно связанные с его женой Жозефиной, свидетельствуют нам о рождении брачного контракта. Будущий завоеватель Европы рационализировал законодательство путем издания серии кодексов — гражданского, уголовно-процессуального и торгового. В гражданском кодексе имелась отдельная глава — нотариальное право, которая просуществовала до нашего времени почти в неизменном виде.
В XIX в. структура нотариата во Франции и других странах Европы усилилась и окрепла. В конце XIX в. сотрудники нотариата стали использовать телефонную связь и пишущие машинки. В 1920 г. образовалась ассоциация нотариусов. В последующие годы появляется ряд международных актов, обеспечивающих гарантии нотариальной деятельности.
Историю становления нотариата в России (17-19в.в.) исследователи называют периодом бессистемного формирования различных нотариальных учреждений, создававшихся и осуществлявших свою деятельность под фактическим контролем государства 8.
Для отечественных исследователей данный период интересен тем, что на него приходится период нахождения Казахстана в составе Российской империи. Продолжался этот период до второй половины ХIХ века, когда с появлением Положения о нотариальной части от 14 апреля 1866 года началось формирование единой системы нотариальных органов, функционировавших до 1917 года.
ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ НОТАРИАТА В КАЗАХСТАНЕ
Период нахождения Казахстана в составе Российской империи занял значительный исторический отрезок времени. А.С. Ибраева в своих работах описывает этот период, в течение которого произошло исчезновение обычно-правовых норм и уложений, период характеризовался возникновением новой системы управления, постепенным упразднением бийских судов и т.д.9
На территории Туркестанского края в 70-е годы XIX века возникла настоятельная необходимость упорядочения отношений, возникающих в гражданском обороте[10]. Причиной тому послужило то, что на окраинах империи стали формироваться единые правила, которые были необходимы для правовой защиты участников гражданско-правовых сделок. Все больше и больше в этих процессах стали участвовать представители местного населения. Способствовали этому и развитие промышленности, миграционные процессы, переселение значительного количества крестьянского населения, развитие торговли и т.д.
Нотариусы определялись Туркестанским генерал-губернатором из числа лиц, получивших от Сыр-Дарьиинского областного правления удостоверение в удовлетворительном знании положения о нотариальной части и вступали в должность по принесении присяги. Они считались находящимися на Государственной службе с присвоением разряда VIII класса по должности, но права на производство в чины и на пенсию по этому званию не имели.
Нотариусы имели для приложения к выдаваемым им актам, печать с изображением Областного герба и с надписью вокруг: "Печать нотариуса такого-то (имя, фамилия) такого-то (название города)". Слепок печати и экземпляр подписи каждого нотариуса хранился в судебном отделении местного областного правления. Работники судных отделений областных правлений могли заменить нотариусов. На должность нотариусов были допущены только подданные российской короны.
20 сентября 1880 г. Туркестанский генерал-губернатор К.П. фон Кауфман разослал всем военным губернаторам края циркулярное письмо о жалобах туземцев (казахов) на то, что чины управлений заставляют их подписывать бумаги писанные на русском языке, не объясняя им значения и смысла этих бумаг. В связи с чем чиновники края обязывались строго соблюдать следующий порядок в судебном, в том числе нотариальном делопроизводстве: переводить содержание бумаги; предлагать приложить тамгу; обязывать знающим русскую грамоту туземцам (казахам) перед подписью делать собственноручную подпись в том, что содержание бумаги ему известно.
30 декабря 1883г. Сыр-Дарьинское областное правление направило письмо судье Чилиинского уезда о том, что заявления, прошения, жалобы и домашние акты туземцев подаются и совершаются без точного имени и фамилии лица, в связи с чем предлагает соблюдать указанные в законе правила, относительно порядка подписи имени и фамилии лица, как под актами, так и под прошениями и жалобами.
Постоянные споры и жалобы по вопросу судебной, в том числе нотариальной части привели к замене прежней системы нотариата соответствующим новым правилам.
Согласно мнению Государственного Совета, об устройстве судебной части в Туркестанском крае и Степных областях, утвержденному императором Николаем II 2 июня 1898 года, судебные учреждении в означенных местностях образовались и действовали на основании особых, одновременно утвержденных правил о применении судебных уставов к областям: Сыр-Дарьиинской,Ферганской, Самаркандской,Акмолинской, Семипалатинской, Семиреченской, Уральской и Тургайской.
По этим правилам в названных областях участковые и мировые судьи исполняли обязанности мировых судей и судебных следователей и заведовали в тех местах, где нет нотариусов.
По положению о нотариальной части исполнение обязанностей старшего нотариуса возлагалось на одного из членов окружного суда. Нотариусам, а равно заступающим на их место мировым судьям, было дозволено совершать выписки из актов, подлежащих утверждению старшим нотариусом и отсылать в нотариальный архив по почте. Число нотариусов с каждым годом возрастало. По состоянию на 1894 г. в городах и степных областях края значились: в Верном и Уральске по 2 нотариуса; в уездных городах:
- Уральской области: Гурьеве, Калмыкове, Темире и в Илецкой станице
- Акмолинской области: Акмолинске, Кокчетаве и Атбасаре
- Семипалатинской области: Павлодаре, Каркаралинске, Усть-Каменогорске и Зайсане
- Семиреченской области: Копале, Лепсинске Пржевальске, Пишпеке
- Тургайской области: Актюбинске, Иргизе, Кустанае и Тургае в каждом по 1 нотариусу.
Судебные, нотариальные и опекунские установления и народный суд в областях образовались и действовали на основании правил о судебном устройстве в Туркестанском крае с нижеследующими изменениями и дополнениями:
- нотариусы были обязаны при совершении засвидетельствования подлинности подписей, предварительно ознакомить с содержанием акта и отказывать в совершении засвидетельствования, если акт не отвечает установленным требованиям.
- купчие крепости на участки городских земель, продаваемые уездными начальниками, как заменяющими депутатов, городского общественного управления, по частному соглашению, а не с публичных торгов, должны были совершаться нотариусами.
Права старшего председателя Судебной палаты относительно определения и увольнения нотариусов, а также дисциплинарной над ними власти представлялись председателю областного суда.
Нотариусы за преступления по должности предавались суду по постановлению областного суда и дела о должностных преступлениях этих лиц, рассматривались в суде. При каждом областном суде имелся нотариальный архив.
Жалобы на неправильные действия нотариусов, заступающих их место мировых судей и членов областного суда, исполняющих обязанности старшего нотариуса приносились областному суду, а постановления суда подлежали рассмотрению на заседании Правительствующего Сената. Было запрещено совершать всякие акты о недвижимом имении на имя лиц, которые не имели права приобретать это имущество в Туркестанском крае.
Нотариусы предоставляли ежемесячные и ежегодные отчеты о проделанной работе.
Названные выше правила о нотариате, а также изменения и дополнения по ним были использованы в двух направлениях:
1. На усиление порядка надзора за деятельностью судебных следователей и уездных судей по производству ими следствий, скорости и правильности делопроизводства;
2. На усиление возможности русской администрацией владения землями казахов и править ими.
Нотариальное устройство Казахстана с конца 60 годов, а также произошедшие изменения в конце 90-х годов XIX вв. сохранились вплоть до Октябрьской революции 1917 г. 11
Все эти процессы оказали свое влияние на формирование таких значимых в обществе отношений, каковыми во все времена являлись отношения собственности.
Исследованиям по истории развития нотариальных служб на окраинах Российской империи были посвящены публикации М. Хасанаева. Им впервые в юридической литературе исследованы первые попытки российской администрации по внедрению на территории современного Казахстана института государственного нотариата, преимущественно ориентированного на стандарты европейского права.
В его статьях были освещены многие, малоизвестные современной правовой науке юридические термины. Так, из анализа правоприменительной практики рассматриваемого периода им отмечается, что уездные судьи не всегда одинаково относились к васихам, т.е. к документам, совершенным казиями по сделкам местного населения между собой: одни признавали их за акты, совершенные нотариальным порядком, другие за домашние акты, а иные, вовсе не придавали им никакого значения. Такое же значение имели практиковавшиеся неграмотными лицами бирки-палочки с нарезами линий, полу линий и четверть линий на одном конце по выдаче денег в долг или по условию вперед, а на другом по платежу денег или выполнению условий договора. Эти бирки для общих судов и мировых судей не имели никакого значения, их признавали только традиционные волостные суды 12.
В период, предшествовавший Октябрьскому перевороту (1917г.), нотариальными функциями были наделены в уездах мировые судьи. Их деятельность по исполнению нотариальных действий распространялась на все уездные города и селения, а там, где не было нотариусов, обязанности старшего нотариуса исполнял один из членов суда 13.
Реформы, коснувшиеся нотариальных служб, проводившиеся с 60-х годов 19 века, ввиду национальных, географических и иных особенностей окраин царской России не могли быть закончены одновременно. Они требовали значительных средств из государственной казны, квалифицированных юристов, готовых работать в новых, не привычных условиях. Перед направлявшимися на службу государственными служащими ставилось важное условие: владение языком и знание местных обычаев. Все это обусловливало необходимость длительной и целенаправленной работы, рассчитанной царской администрацией на длительную перспективу.
Свержение самодержавия и последовавшее за ним Октябрьское восстание предопределили дальнейший путь развития нотариата советского (народного), государственного, в котором уже не было места тем идеям и принципам, признанным буржуазными, а, следовательно, неприемлемыми. Тем не менее, гражданский оборот, нарождавшиеся новые (социалистического типа) отношения собственности не могли обойтись без нотариата, и большевистская власть была вынуждена в центре и на местах заняться организацией в стране нотариальных служб.
Советский период
Советский нотариат развивался в то время, когда государство не признавало частной собственности, когда гражданский оборот был крайне ограничен.
Нотариат был исключительно государственным, большую часть советского периода входил в систему органов юстиции.
Осуществление некоторых нотариальных функций было делегировано местным исполнительным и представительным органам власти.
В 1921 году были изданы Декрет о введении Положения о нотариате и Декрет об упразднении нотариальных столов 14, но в 1923 году было введено Положение «О государственном нотариате» и Декрет «Об упразднении нотариальных контор» был отменен. Длительное время вносились изменения и дополнения в отдельные статьи этого Положения.
1926 год
Постановлением СНК СССР и ЦИК СССР от 14.05.1926 г. утверждены Основные принципы организации государственного нотариата.
1936 год
10 июня 1936 года Постановлением ВЦИК15 и СНК16 РСФСР «О реорганизации нотариальных органов» из ведения городских и советских, а также районных исполкомов, были изъяты нотариальные действия с сосредоточением их в нотариальных конторах. Во всех районных, городских центрах были образованы государственные нотариальные конторы, возглавляемые нотариусами. До выхода в свет Закона «О судоустройстве СССР, союзных и автономных республик» в тех районах, где не было нотариальных органов, эти функции были возложены на народные суды 17.
1939 год
25 октября Совнарком принял новое Положение О Наркомюсте. В составе Комиссариата функционировали управления судебных учреждений, кадров, учебных заведений; кодификационный, нотариальный и др.
1940 год
Постановлением Совнаркома (Правительства) Казахской ССР от 20 апреля 1940г. «Об утверждении сети нотариальных контор» на 1940 год был нормативно определен перечень нотариальных органов в количестве 120 городских и районных государственных нотариальных контор.
23 марта 1960 год
Указом Президиума Верховного Совета Казахской ССР Министерство юстиции упразднено. В связи с упразднением Министерства юстиции его функции по руководству нотариатом перешли к Верховному суду.
1966 год
Пленум Верховного Суда СССР 1.07.1966 г. вынес Постановление «О судебной практике по делам о наследовании».
1970 год
Совет Министров СССР принял постановление № 960 «Об учреждении Министерств юстиции в союзных республиках». На основании этого постановления Совет Министров Казахской ССР принял постановление «Об учреждении Министерства юстиции Казахской ССР и организации его местных органов».
1972 год
28 февраля Министерство юстиции СССР утвердило Инструкцию о порядке оказания судами и органами нотариата СССР правовой помощи учреждениям юстиции иностранных государств и о порядке обращения за Правовой помощью к этим учреждениям.
Постановлением Совета Министров СССР от 21 марта 1972 г. утверждено Положение о Министерстве юстиции СССР.
28 октября коллегия Минюста СССР утвердила Примерное положение об отделе юстиции исполнительного комитета краевого, областного Совета народных депутатов. Руководство нотариатом на местах перешло в ведение создаваемых отделов юстиции.
1973 год
20 апреля издан приказ министра юстиции СССР «Об опыте работы Первой казанской государственной нотариальной конторы и повышении роли первых государственных нотариальных контор в обеспечении единства нотариальной практики».
19 июля принят Закон СССР «О государственном нотариате».
29 декабря Министерство юстиции СССР утвердило Формы реестров для регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах.
1974 год
13 августа 1974 года был принят Закон Казахской ССР «О государственном нотариате», который явился первым нормативным актом, характеризовавшимся наибольшей степенью унифицированности, поскольку был законом республики, находившейся в составе единого союзного государства 18.
В период его действия произошло окончательное формирование нотариальных органов во всех регионах Казахстана, была упорядочена кадровая работа по обеспечению этой сферы специалистами-юристами, велся государственный контроль за нотариальной практикой и ее формированием. Организационные и управленческие функции в отношении нотариальных органов законодательно были закреплены за Министерством юстиции и его территориальными органами на местах. Министерством юстиции СССР утверждены Инструкция о порядке удостоверения завещаний главными врачами, их заместителями по медицинской части, дежурными врачами больниц, других стационарных лечебно-профилактических учреждений, санаториев, а также директорами..(извлечение) от 20.06.1974 г.; Инструкция о порядке удостоверения завещаний и доверенностей командирами (начальниками) воинских частей, соединений, учреждений и военно-учебных заведений, начальниками, их заместителями по медицинской части, старшими и дежурными... от 15.03.1974 г.; Инструкция о порядке удостоверения завещаний и доверенностей начальниками мест лишения свободы от 14.03.1974 г. № К-15/184.
1975 год
28 марта Министерство юстиции СССР издало Инструктивное письмо «Об оказании методической помощи исполкомам городских, поселковых и сельских Советов народных депутатов в совершении ими нотариальных действий».
1 августа приказом министра юстиции СССР утверждена «Инструкция о порядке учета депозитных операций в государственных нотариальных конторах СССР».
1976 год
31 мая 1976 г. Минюст СССР издал Инструктивное письмо «О совершении морских протестов».
19 октября 1976 г. издан приказ министра юстиции СССР «О дальнейшем совершенствовании работы государственного нотариата».
1977 год
23 марта Министерство юстиции СССР издало Методическое письмо «О совершенствовании работы нотариальных контор по свидетельствованию верности копии документов и выписок из них».
29 июля Министерство юстиции и МИД СССР утвердили Инструкцию о порядке совершения нотариальных действий консульскими учреждениями Союза ССР.
1978 год
2 августа издан приказ министра юстиции СССР «О дальнейшем совершенствовании работы по оказанию методической помощи исполкомам городских, поселковых и сельских Советов народных депутатов в совершении ими нотариальных действий».
1980 год
30 января Министерство юстиции СССР издало Методические рекомендации по обобщению нотариальной практики.
31 января Министерство юстиции СССР совместно с Главным архивным управлением СМ СССР утвердил Перечень документов Министерства юстиции СССР, органов, учреждений юстиции и судов с указанием сроков хранения документов.
19марта Министерством юстиции СССР утверждена Типовая номенклатура должностей органов, учреждений юстиции и судов, подлежащих замещению специалистами с высшим и средним специальным образованием.
21 апреля Министерство юстиции СССР издало Практическое пособие для государственных нотариусов по вопросам охраны прав граждан на наследование личной собственности.
5 мая Министерство юстиции СССР издало Рекомендации по обеспечению нотариальных контор справочно-информационным материалом для посетителей.
25 июня принят Закон СССР «Об основных полномочиях краевых, областных Советов народных депутатов, Советов народных депутатов автономных областей и автономных округов». В числе полномочий руководство нотариатом (ст. 6).
30 сентября Министерство юстиции СССР издало Методическое письмо «О порядке выдачи свидетельств о праве собственности на долю в общем имуществе супругов»,
1983 год
4 августа издан Указ Президиума Верховного Совета СССР О порядке выдачи и свидетельствования предприятиями, учреждениями и организациями копий документов, касающихся прав граждан».
15 ноября Министерством юстиции СССР изданы Инструктивные указания «О применении законодательства о государственном нотариате к иностранным гражданам, лицам без гражданства, к иностранным предприятиям и организациям, а также о применении законодательства иностранных государств и международных договоров о правовой помощи в нотариальной практике».
1984 год
4 мая Министерство юстиции СССР издало Инструктивные указания «О нотариальном оформлении от имени советских граждан, предприятий, учреждений и организаций документов, предназначенных для действия за границей».
29 ноября Министерство юстиции СССР издало Указание «О порядке нотариального удостоверения договоров дарения валютных ценностей».
1985 год
10 октября издан Приказ министра юстиции СССР за № 18 «О мерах по дальнейшему улучшению работы с кадрами нотариата и повышению уровня нотариального обслуживания населения, предприятий, учреждений и организаций».
21 июня 1985 г. Пленум Верховного Суда СССР вынес Постановление «О судебной практике по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение».
13 ноября Министерство юстиции СССР утвердило Инструкцию по составлению статистической отчетности о работе государственных нотариальных контор.
1986 год
24 ноября Министерство юстиции СССР издало Указания по заполнению реестров для регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах.
19 декабря Министерство юстиции СССР издал Рекомендации по вопросам совершения исполнительных надписей.
22 декабря издан Приказ министра юстиции СССР за № 23 «О задачах органов, учреждений юстиции и судов по улучшению работы с предложениями, заявлениями, жалобами и организации приема граждан».
1991-1997 годы
Постановлением Президента Республики Казахстан от 12 февраля 1994 года «О Государственной программе правовой реформы в Республике Казахстан» предусматривались пути развития нотариата, в том числе введение института частнопрактикующих нотариусов, создание профессионального органа, способного осуществлять координацию деятельности частного нотариата, обязательное страхование ответственности частнопрактикующего нотариуса за причиненный при осуществлении нотариальных действий ущерб.
Прежняя система нотариата уже не могла отвечать требованиям нового времени, безнадежно устарела перед лицом кардинальных правовых реформ и лавинообразно возросшего объема гражданского оборота. Продолжая оставаться в структуре органов юстиции, нотариальные конторы уже не могли быть в должной мере обеспечены государственным финансированием, на состоянии дел сказалась общая сложная экономическая ситуация в стране. Нотариусы продолжали работать на устаревших бланках, печатали нотариальные документы на пишущих машинках, помещения не были оборудованы для обеспечения тайны нотариальных действий. Для стимулирования труда нотариусов МЮ РК пошел на внедрение хозрасчетных операций, а бухгалтерское обслуживание их деятельности продолжали осуществлять территориальные органы юстиции.
Nike Air Max 200